Крепко засели мифы в головах обывателей о безупречной репутации гастрономии в дореволюционной России
Однако фальсификации и подделки продуктов в те незапамятные времена были не просто частым событием, а повсеместной традицией. Дизентерия и массовые отравления выкашивали целые семьи и улицы, покупавшие продукты в одной лавке. Хоть история и сохранила добрым словом имена купцов Елисеева и Филиппова, подобных им торговцев, дороживших своей репутацией, более почти и не было. Жульничество, мошенничество, продажа заведомо опасных продуктов — такова грустная реальность того времени, подробно рассказанная Игорем Зайцевым во вчерашнем выпуске «Частного корреспондента».
Я лишь процитирую факты подделок кофе и чая: «…Кофе и чаю во времена расцвета Российской империи тоже не повезло. Казалось бы, завзятого кофемана не надуешь, но вот поди ж ты — даже несмотря на обилие магазинов «колониальных» товаров, натуральный кофий при всей его дороговизне купить было сложно. Множество имевшихся в продаже сортов молотого кофе и даже в бобах представляло собой наглую подделку.
В основном липовый кофе мастерили за рубежом, а в России находились агенты, которые распихивали его по магазинчикам. Но полиция выяснила, что, оказывается, и в обеих столицах есть глубоко законспирированные умельцы, специализирующиеся на кофе. Итоги полицейских облав ошеломили: целые артели бродяг в ужасающих антисанитарных условиях (например, в подвале хитровской ночлежки последнего разбора) лепили зерна «кофе» вручную из пшеничного, ячменного, бобового или кукурузного теста, поджаренного в патоке.
Иногда фальсификация отличалась гораздо большей беззастенчивостью. В 1880-х годах в Петербурге прошло несколько судебных процессов. На каторгу отправили фальсификаторов, изготавливавших зерна из… подкрашенных глины, гипса и мастики! «Дилеры», разумеется, демонстрировали посредникам настоящие зерна кофе, а товар привозили фальшивый. У кофейных зерен запах выражен слабо, однако мошенники специально вымачивали в заваренном кофе мешки, чтобы аромат упаковки был поистине чарующим для попавшихся на удочку купцов.
С молотым кофе технология была другая. Его разбавляли цикорием, ячменем и прочими злаками (технология, актуальная и сегодня). Иногда проходимцы не ленились съездить в только им известные местности, чтобы собрать там дорожную пыль, идеально совпадающую по цвету и «калибру» с молотыми зернами. Тщательно просеянная и смешанная с настоящим продуктом, пыль точно так же выпадала в осадок. Все шито-крыто.
Когда доклад о всевозможных ухищрениях жуликов лег на стол начальства в департаменте полиции Москвы, было приказано проверить бакалейщиков: чем на самом деле торгуют эти «сукины дети»? Оказалось, донесение не обманывало: в молотом кофе на продажу содержится от 30 до 70 процентов примесей. Стопроцентно чистого продукта обнаружить не удалось…
Менее состоятельные сословия были застрахованы от неприятностей после пития поддельного кофе. Они употребляли не его, а гораздо более народный напиток — чай. Заметим попутно, что «народность» чая была относительна. Вне границ больших городов жили целые деревни, обитатели которых ни разу в жизни не пробовали чая! Интересно, пользовались ли они самоварами, и если да, то в каких целях?
Но в городе чай — это как «отче наш»: без него не начиналось утро. Удивительно ли, что фальсификация чая достигала поражающих размеров. О подмешивании низших сортов к высшим и говорить нечего: это было делом обыденным. А в более изобретательной «переработке» лидерство делили обе российские столицы, каждая из которых дала неофициальное название сорту поддельного и наиболее распространенного чая: «рогожский» и «копорский». Первый фабриковался из спитого чая в Москве, в Рогожской части, второй — в одной из волостей Петербургской губернии. Спитой чай, как и отнюдь не пищевые добавки к сахару, собирали по заведениям, подкрашивали сахарным колером, берлинской лазурью, индиго, куркумой, солями меди и железа и краской «катеху». Для вкуса подмешивали траву иван-чая, листья розы, земляники, тополя и кипрея. Сбывали с черного хода в трактиры, кабаки и даже в рестораны, а тот, что шел в магазины, упаковывали, подсыпая для увеличения веса песок, глину и даже свинцовые опилки. Зная об этих премудростях поставщиков, лавочники, тем не менее, против посторонних вкраплений не возражали и на голубом глазу втюхивали адскую смесь доверчивым покупателям.
О чае как объекте фальсификации говорили чаще всего. Поскольку на чай был введён особый налог, справедливо было требовать от государства усилить контроль за реализацией. Но то ли руки всё не доходили, то ли масштаб контроля представлялся необъятным — чай по-прежнему оставался безнадзорным и обезображенным…»
Цитаты приведены из «Подделки, которые мы потеряли«
P.S. Производители кофе и чая наверняка саркастично улыбнулись, прочитав про подделки кофе и чая более ста лет назад — к сожалению, многие технологии живы и применяются аферистами до сих пор :(
(c) Кофе Блог gerka.ru
.
.
.
.
Профессиональная разработка сайта любой тематики и сложности в короткие сроки. Возможность создания на сайте приложения в виде социальной сети.
Полное восстановление информации на поломанных компьютерах, в том числе после поражения их вирусами и троянами. Необходимые данные восстанавливаются на любых цифровых носителях, в том числе старых моделей в короткие сроки квалифицированными специалистами.
Профессиональные советы кадровых агентств о том, как правильно составить резюме для частных фирм и государственных служб. Как показать себя в выгодном свете без преувеличения достоинств?
Плеваться хочется
Стыдно за Россию.
как некошерно! :))))
[…] смотрите в архиве нашего Кофе Блога статью про подделки кофе и чая в дореволюционной […]