из архивов: Казак Козак. История казачества.
Более трех веков назад, украинец Юрий Кульчицкий, пройдя огонь и меч турецкой армии, принес жителям Вены радостную весть об освобождении. За это Кульчицький был пожалован в графья и получил в дар несколько мешков с зернами кофе.
Кульчицкий в молодости пошел на Сечь, стал казаком, но во время одного из походов попал в турецкий плен, где выучил не только турецкий язык и обычаи, но и… пристрастился к новому диковинному напитку — к кофе.
После захвата трофеев турков, кроме прочего, баварские драгуны на дунайском острове захватили еще и 500 мешков сизво-зеленого зерна, назначение которого никто не знал. Правда, лейтенант, который командовал отрядом, слышал, будто этими зернами турки кормят верблюдов, но, поскольку верблюдов в Европе нет, он приказал выбросить мешки в Дунай. И жители острова запротестовали, и тогда усердный кавалерист приказал разжечь костер, куда полетело несколько мешков. В этот момент появился Кульчицький, который со времени турецкого плена чудесно знал об употреблении этих зерен, и поспешил вступиться. Бравому воину не могли ни в чем отказать, и таким образом запасы кофе были спасены.
Итак, когда Кульчицкого пригласил к себе комендант города ґраф Штаргемберг и поинтересовался, каким образом может он вознаградить героя за его жертвенность, то в ответ услышал:
— Глубокоуважаемый и милостивый господин, вы разве знаете, что в турецком лагере, между богатой и драгоценной добычей есть также многочисленные мешки с сизо-зеленими зернами?
— Слышал я об этом, но до сих пор никто не мог мне объяснить, к чему они могут пригодиться, — сказал Штаргемберг.
— Я знаю эти зерна, из них готовят напиток, который приятно возбуждает кровь, но при этом не меняет сознание. Дайте мне, милостивый господин, несколько мешков того зерна, и я приготовлю из них знаменитый напиток, названый кофе. А в скором времени он так же станет любимый среди венцов, как сейчас среди турков.
Совет города удовлетворил просьбу Кульчицького и разрешил открыть кофейню в городе. Почти 500 мешков кофе стали его собственностью. Кроме кофе, Кульчицький получил от магистрата еще значительную сумму денег, но вместо обещанного дома достал только помещение в доме в Леопольдштадте и стал гражданином Вены.
Сперва Кульчицький продавал кофе на улицах Вены, нося на доске чашки. Поначалу горький кофе не нравился венцам. К тому же горожане, которые просидели в осаде несколько месяцев, не могли спокойно дегустировать кофе по-турецки. Но на помощь пришел случай. Но однажды кофевар придумал… добавить в кофе сахар, а затем и молоко. Поскольку же Кульчицкий был не только храбрым, но и предприимчивым, то решил — если кофе по-турецки не нравится, будем готовить кофе по-венски. Таким образом появился венский кофе.
Со временем Кульчицкий усовершенствовал процедуру: в кипяток он засыпал размолотый кофе, фильтровал, потом прибавлял три ложки молока и немного меда. Изобретение Кульчицкого вызвало ужас у пленных турков, но пришелся по душе венским мещанам.
Богатые виноградники вокруг столицы были вытоптаны и сожженные турками, это на несколько лет лишило венцов вина, а потому ничего не оставалось, как попробовать новый напиток, который готовится в кабаках. А когда Кульчицький заказал у венского пекаря Крапфа рогалики в виде полумесяца, которые назывались «кипфель», патриотичные чувства венцов были удовлетворены полностью. Отныне каждый житель Вены с большим удовлетворением каждое утро выпивал чашку кофе по-венски с рогаликом, который напоминал форму ненавистного полумесяца, который украшал флаги турок.
Продав свое помещение, Кульчицкий и его женщина Мария Урзуля, приобрели вместе с тем скромное помещение в центре города и превратили его в кабак, хотя и очень маленький. И поскольку «венская мокка» стала такой популярной, то он открыл новый кабак «Под синей бутылкой». Здесь он уже имел просторное, но слишком темное помещение, освещенное шестирамной венецианской люстрой со свечками. Под стенами стояли деревянные лавы, а перед ними — дубовые столы. Посреди кабака гости общались стоя. В боковом покое жарили и варили кофе на большом костре в медных котелках и кофейниках.
Посетители частили сюда не только из-за кофе, но прежде всего, чтобы увидеть Кульчицкого, который у венцев пользовался большой популярностью. Влекла гостей и его красивая женщина Мария Урзуля.
Со временем Кульчицкий получил от города строительный участок и разрешение на строение каменки, где мог бы удовлетворить все потребности своих гостей. Новый дом, который тоже имел деревянные лавы и столы, стоял возле моста Шлягбрике (теперь Шведенбрике).
После смерти Кульчицкого «профессия» кофеваров в Вене стала успешно распространяться. В 1700 г. в Вене было уже 4 кофейни, в 1748 г. — 11, а в 1780 г. в самом только Леопольдштадте — аж 6. В скором времени венский стиль заимствуют другие европейские столицы. Ныне венская кофейная профессия охватывает почти 1800 предприятий, которые сорганизованы в так называемой Профессиональной группе кофеен Вены в Венской Торговой Палате.
памятник Юрию Кульчицкому, основателю кофеен в Европе (Вена, Австрия)
— — — — — — — —
постовой: приглашение в личный дневник от одного из посетителей нашей виртуальной кофейни.
Спасибо. Прочитал с интересом, и вообще полезный у Вас блог
[…] […]