Отрывок из книги «100 символов советской эпохи»
Петр Первый грозно взглянул на бояр. Ой, быть беде, страшен царь-батюшка в гневе своем, полетят сейчас чьи-то головушки. И угораздило же владимирских стеклодувов преподнести Его Императорскому Величеству такой «подарочек». И зачем было говорить, что стакан этот не бьется? Царь-то обрадовался при виде такого чуда, хмельного напитка выпил, сказал: «Стакану быть!» — и бросил его оземь. Но не учли стеклодувы, что силушка у Петра богатырская. И разбился стакан вдребезги… И замерли бояре… Но тут нашелся кто-то умный, дай бог ему здоровья на долгие лета, и сказал: «Так это на счастье, Петр Алексеевич, стаканчик разбился, на счастье…». Повеселел царь-батюшка, гнев его прошел, и пошла тут пирушка развеселая. Бьют с тех пор люди на Руси стаканы и счастья друг другу желают…
Это, конечно же, легенда, красивая история. Но возникла она неспроста. Граненый стакан — это не просто предмет быта, не просто посуда, это символ национального характера. Предмет вроде бы незамысловатый, но насколько же он совершенен, идеален в своей простоте! Из него пили всё — от газировки за одну копейку и самой дешевой водки до дорогих французских вин и коньяков. Из него пили все — от простого рабочего до генерального секретаря. Менялись времена, менялись правители, мы засыпали в одной стране, а просыпались в другой, но граненый стакан по-прежнему оставался неизменным в своем совершенстве…
Граненый стакан — вещь настолько культовая, что его, как и всякую знаменитость окружает масса историй, связанных с известными людьми. Считается, что дизайн стакана, в привычном виде с 10-ю гранями и ободком сверху, придумали знаменитый скульптор Вера Мухина и не менее знаменитый художник Казимир Малевич. Осенью 1943 года они приехали в Свердловск, где вместе трудились над созданием монументального полотна, посвященного работе оборонной промышленности в тылу. В один из дней, проходя мимо здания Сберегательного банка, где в то время располагался приют для беспризорных детей, Вера Игнатьевна почувствовала себя плохо и присела на ступеньки здания. Отдышавшись, она вдруг обратила внимание на колонны, стоявшие в основании здания банка. И эти колонны, а точнее, их граненая форма, неожиданно подсказали Мухиной решение проблемы, над которой она билась долгое время. На каком-то случайно подвернувшемся клочке бумаги Вера Игнатьевна нарисовала эскиз стакана. А позже она показала рисунок Малевичу…
Конечно, кое-кто может сказать, что выдающиеся скульптур и художник не должны были опускаться до столь примитивных изделий. Но времена были тяжелые… «Граненый стакан — это всем понятно, всем доступно, — рассказывал правнук Мухиной Алексей Веселовский. — Ну да, был в биографии такой факт. Она и конфетные этикетки рисовала — надо же было на жизнь зарабатывать». Вера Игнатьевна возглавляла ленинградскую мастерскую художественного стекла, сотрудничала со стекольными заводами, именно она (это документально подтверждено) была автором дизайна еще одного символа той эпохи — пол-литровой пивной кружки. А стакан — это не просто прихоть, минутное увлечение интересными формами, это серьезный правительственный заказ. В конце 30-х годов советские инженеры разработали первую в стране посудомоечную машину. Существовавшие тогда стаканы нередко разбивались в этой машине, и тогда стекольные заводы обязали разработать такую массовую стеклянную посуду, которая бы без проблем выдерживала мойку в машине. Грани надежно фиксировали стакан в поддоне и тем самым сводили бой посуды практически к нулю.
Правда, существует и еще одна версия появления граненого стакана. Мухина была знакома с известным советским горным инженером, профессором геологии Николаем Славяновым. В рабочее время ученый занимался проблемами геологии, а вот во время досуга рисовал граненый стакан с 10-ю, 20-ю и 30-ю гранями, предполагая сделать его металлическим. Эти рисунки увидела Вера Мухина, которая и предложила изготовить стакан из стекла.
Как бы там ни было, кто бы ни изобрел дизайн стакана, точно известно, что первый «гранчак» (стакан даже имени собственного удостоился в народе) классической формы с 10-ю гранями и объемом 200 миллилитров сошел с конвейера стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный в 1943 году. Перед стекольщиками стояла, надо сказать, нелегкая задача. Посуду нужно было сделать недорогой в производстве, но при этом прочной и термоустойчивой. Можно себе представить, что ждало руководителей завода и технологов, если бы, например, взял товарищ Сталин стакан, налил в него кипяток, а стекло бы треснуло. Статья за «вредительство» или за «покушение на жизнь лидера советского государства» была бы обеспечена. И потому технология выдерживалась очень жестко. В стекло для граненых стаканов для прочности даже добавляли свинец, который используется при изготовлении хрусталя.
С тех пор и началась «стаканизация» всего Советского Союза. После войны стаканы выпускал едва ли не каждый стекольный завод, объем производства достигал 6 миллионов штук в год. У советского народа стакан сразу же завоевал популярность — вещь удобная, дешевая, можно налить или насыпать практически все что угодно, прекрасно держится даже в не совсем твердой руке (как шутят острословы, если посмотреть, как некоторые современные политики держат свечку в церкви, то сразу становится ясно, откуда у них такая хватка). Но особую любовь у народа стакан снискал в хрущевские времена, когда власти запретили торговать водкой на разлив, а из продажи исчезли удобные для одноразового «приема внутрь» «мерзавчики» и «чекушки». Вот тогда-то и возник знаменитый обычай распития поллитровки на троих, и стакан в этом процессе стал незаменимым помощником. Вопросы «сообразим на троих?» и «стакана нет?» звучали как пароль.
Стакан так прочно вошел в привычный быт советского человека, что когда с «гранчаком» стали происходить странные и прискорбные для его репутации вещи, народ не на шутку взволновался. В 1980-х только что купленные стаканы вдруг стали самопроизвольно лопаться. Событие это приобрело такой резонанс, что даже было отображено в известном сатирическом киножурнале «Фитиль». Оказалось, что на заводах стали вводить в строй новые импортные линии и при этом немного ушли от привычной технологии. В результате структура кристаллической решетки стекла чуть изменилась, и стаканы стали просто рассыпаться. К счастью, оплошность быстро устранили, и «доброе имя» граненого стакана было восстановлено.
«В археологии русской жизни, очищая пласт за пластом, мы постоянно будем возвращаться к граненому стакану. Это наша археология, а вернее, просто матрица, — сказал известный писатель Виктор Ерофеев. — Это стакан не только дней рождения, но и поминальный стакан. Он уравновешивает жизнь и смерть. Да и вообще серьезная вещь». Да, стакан — действительно вещь серьезная и сделанная на века. И пусть кто-то говорит, что граненый стеклянный стакан скоро будет полностью вытеснен своим пластмассовым собратом. Одноразовый-то даже не стакан, а так, стаканчик, время его коротко — использовали и выбросили, а настоящий, надежный граненый стакан не подвластен времени — он вечен…
Источник: dennislapin
Оно, конечно, сложно серьезно относиться к таким статьям, но кристаллической решетки у стекла нет, оно аморфно. А до революции граненые стаканы и стопки тоже были. Хотя про Мухину легенда хорошая.
хотя, может и гоню про дореволюционные граненые стаканы. Но стопочку дореволюционную по ее непосредственному прямому назначению применять доводилось.)
Какой интересный опыт у Вас ;)
У меня такая посуда ассоциируется с советскими гос.учреждениями, где на каждом подоконнике стоял графин и два граненых стакана. Всегда мутные, почему-то.
Как минимум один граненый стакан был у Петрова-Водкина. И неединожды служил искусству))
О, кстати, Петров-Водкин! Спасибо за напоминание об _этом_ стакане и идею для следующего поста ;)